Найм и удержание в 2023-2024

В ноябре 2023 года мы организовали и провели масштабное исследование, посвященное найму и удержанию. Мы опросили более 150 коллег-практиков HR-рынка, изучили 8 российских и международных обзоров по этой теме.

В исследовании приняли участие компании из самых разных сфер, от строительства и логистики до ритейла, IT, производства, транспортных и фармкомпаний.

Наши коллеги провели 12 экспертных интервью с представителями ряда крупных игроков рынка, задали более 20 вопросов и получили целостную картину. Сложив вместе все элементы пазла, мы сформировали итоговое исследование, и в этой статьей хотим поделиться с вами частью результатов.

 

 

О чем исследование

И в опросах, и в интервью, мы постарались поднять следующие темы:

  • что поменялось в 2023 году в сфере подбора и удержания
  • какие инструменты сейчас используются для поиска, удержания и вовлечения 
  • как изменится стратегия найма и удержания в 2024 году
  • какие задачи бизнеса будут решать HR специалисты в 2024
  • какие компетенции и навыки важны для HR и рекрутеров будущего

Портрет аудитории получился разнообразным:

  • среди респондентов были HR-директора, HRG, рекрутеры, руководители кадровых агентств, бренд- и PR менеджеры
  • и все они работают в компаниях с численностью от 100 и менее сотрудников до 5000+

Для того, чтобы понять, что ждет нас в 2024 году и к чему нужно готовиться, важно было сначала проанализировать результаты и изменения 2023 года. Каким был подбор, что стало с рынком, какое hr-направление оставалось в фокусе, как менялись инструменты.

Следующим этапом мы изучили ожидания от наступающего года, а именно: какие задачи и вызовы стоят перед компаниями и HR-подразделениями, как планируют достигать целей и что в этом должно помочь.

Заключительная часть посвящена трендам будущего, и составлена как компиляция наших результатов и результатов исследований других крупных обозревателей, от Сколково до McKinsey.

 

Итоги 2023 года

Разгадайте загадку: какое слово, по мнению наших респондентов, лучше всего описывает ощущения от 2023 года?

Предлагаем на выбор следующие:

  • скорость
  • выгорание
  • вызов
  • драйв

Ответ на загадку ждет вас в конце статьи, а пока обратимся к характеристикам уходящего года. 

Главным фокусом в работе HR и рекрутеров оставались найм и привлечение. На второе место вышло удержание – это пункт отметили более 50% опрошенных. Почти половина из них была вынуждена изменить свою стратегию подбора, а среди популярных инструментов с большим отрывом лидируют карьерные сайты и реферальные программы (против job-бордов из результатов исследования 2022).

Практики по работе с личной эффективностью и стрессом стали по-настоящему важны – ими занимались ⅔ опрошенных.

При этом компании не забывали и об обучении, а какие направления стали самыми востребованными, мы подробно рассказываем в самом исследовании, которое вы можете получить здесь.

 

HR-тренды будущего

Тренд со знаком «минус» — дефицит рынка труда будет усиливаться. 

Привлекать и нанимать сотрудников станет еще дороже, дольше и сложнее. 

Среди причин:

  • отрицательная динамика рождаемости
  • отток специалистов трудоспособного возраста 
  • самый низкий уровень безработицы за последние 20 лет

Как при этом изменится работа рекрутеров и HR-маркетологов? 

Большинство опрошенных согласны, что усилится фокус на работу с брендом работодателя. 

Две трети опрошенных компаний уже работают или планирует начать работу над ценностным предложением (EVP) в 2024 году. Оно будет направлено, в первую очередь, на удержание сотрудников через развитие корпоративной культуры, ценностей и коммуникаций.

Вырастут и требования к эффективности найма. Удерживать стоимость и сроки подбора смогут те, кто хорошо автоматизировал процесс и настроил сквозную аналитику. 

Вывод: сильное ценностное предложение и навыки работы с инструментами HR-маркетинга — очевидное конкурентное преимущество эффективных рекрутеров и HR/бренд-менеджеров.

 

Как же оставаться эффективным в этой ситуации?

  1. Управлять ожиданиями заказчиков относительно сроков, рисков и стоимости найма 
  2. Работать с данными и проводить качественную аналитику
  3. Сформировать EVP и стратегию продвижения бренда работодателя компании 
  4. Использовать HR-маркетинг для развития своих компетенций в HR и корпоративных коммуникациях 

 

Второй заметный тренд – Ментальное здоровье и устойчивость 

Бизнес ждет от эйчар-подразделений внедрения системных мер поддержки, которые смогут обеспечить «счастье» сотрудников. Корпоративные программы благополучия уверенно выходят в тренды, и навык управления ресурсами команд и стрессом становится все более востребованным.

Перед HR встает ряд вопросов:

  • как выбрать такую программу?
  • какие конкретно навыки развивать?
  • нужно ли только бороться со стрессом или надо идти дальше, в баланс работы и отдыха?
  • как преподнести термин «программа благополучия» коллективам, для которых это пока новое и непонятное направление?

Конечно, это далеко не все тренды, которые мы отметили в своей работе.

И если вы готовы погрузиться в подробности исследования, вы можете получить результаты опроса через нашего бота.

Кстати, там же вас ждет ответ на загадку выше:)

Как действовать дальше?

Итак, вы скачали себе результаты исследования и изучили. Но как эти данные могут быть полезны для вас уже сегодня? Ловите инструкцию!

  • Для обоснования новой стратегии найма и удержания

Используйте полученные сведения для того, чтобы свериться с рынком и/или аргументировать свою позицию в ходе выбора направлений работы в 2024 году. Возьмите результаты на стратсессию с командой/руководителем — это даст более широкий контекст рынка труда для продуктивного обсуждения.

  • Для защиты бюджета или привлечения допзатрат на найм

95% компаний ощущают дефицит рынка труда и большая часть из них планируют продолжить активный найм в 2024 году. Конкуренция среди компаний будет расти, при этом традиционные инструменты найма становятся более затратными и менее эффективными. 

❗Развитие навыков HR-маркетинга и фокус на автоматизации процессов — то, что может реально повлиять на эффективность HR. 

  • Для партнерского диалога с гендиром или собственником компании

Руководство говорит на языке цифр и фактов, поэтому к такой встрече необходимо иметь железобетонные аргументы. Используйте наши данные для усиления своей позиции.

  • Для развития вашей HR-команды

Мы уделили целый блок тому, какие навыки будут капитализировать рост HR и рекрутеров в следующие годы. Используйте результаты исследования для планирования ресурсов и планов обучения собственной команды.

  • Для личного развития и крутой карьеры в новом году

Давайте не забывать о себе и помнить, что наша карьера в наших руках! Оцените данные и планы коллег по рынку, чтобы спланировать собственный трек роста в 2024 году. 

Предыдущая запись
Искусственный интеллект - помощник рекрутера
Следующая запись
Как закрыть 25 вакансий на дефицитном ИТ-рынке в 2023 году
Смотреть все новости