В ноябре 2023 года мы организовали и провели масштабное исследование, посвященное найму и удержанию. Мы опросили более 150 коллег-практиков HR-рынка, изучили 8 российских и международных обзоров по этой теме.
В исследовании приняли участие компании из самых разных сфер, от строительства и логистики до ритейла, IT, производства, транспортных и фармкомпаний.
Наши коллеги провели 12 экспертных интервью с представителями ряда крупных игроков рынка, задали более 20 вопросов и получили целостную картину. Сложив вместе все элементы пазла, мы сформировали итоговое исследование, и в этой статьей хотим поделиться с вами частью результатов.
О чем исследование
И в опросах, и в интервью, мы постарались поднять следующие темы:
- что поменялось в 2023 году в сфере подбора и удержания
- какие инструменты сейчас используются для поиска, удержания и вовлечения
- как изменится стратегия найма и удержания в 2024 году
- какие задачи бизнеса будут решать HR специалисты в 2024
- какие компетенции и навыки важны для HR и рекрутеров будущего
Портрет аудитории получился разнообразным:
- среди респондентов были HR-директора, HRG, рекрутеры, руководители кадровых агентств, бренд- и PR менеджеры
- и все они работают в компаниях с численностью от 100 и менее сотрудников до 5000+
Для того, чтобы понять, что ждет нас в 2024 году и к чему нужно готовиться, важно было сначала проанализировать результаты и изменения 2023 года. Каким был подбор, что стало с рынком, какое hr-направление оставалось в фокусе, как менялись инструменты.
Следующим этапом мы изучили ожидания от наступающего года, а именно: какие задачи и вызовы стоят перед компаниями и HR-подразделениями, как планируют достигать целей и что в этом должно помочь.
Заключительная часть посвящена трендам будущего, и составлена как компиляция наших результатов и результатов исследований других крупных обозревателей, от Сколково до McKinsey.
Итоги 2023 года
Разгадайте загадку: какое слово, по мнению наших респондентов, лучше всего описывает ощущения от 2023 года?
Предлагаем на выбор следующие:
- скорость
- выгорание
- вызов
- драйв
Ответ на загадку ждет вас в конце статьи, а пока обратимся к характеристикам уходящего года.
Главным фокусом в работе HR и рекрутеров оставались найм и привлечение. На второе место вышло удержание – это пункт отметили более 50% опрошенных. Почти половина из них была вынуждена изменить свою стратегию подбора, а среди популярных инструментов с большим отрывом лидируют карьерные сайты и реферальные программы (против job-бордов из результатов исследования 2022).
Практики по работе с личной эффективностью и стрессом стали по-настоящему важны – ими занимались ⅔ опрошенных.
При этом компании не забывали и об обучении, а какие направления стали самыми востребованными, мы подробно рассказываем в самом исследовании, которое вы можете получить здесь.
HR-тренды будущего
Тренд со знаком «минус» — дефицит рынка труда будет усиливаться.
Привлекать и нанимать сотрудников станет еще дороже, дольше и сложнее.
Среди причин:
- отрицательная динамика рождаемости
- отток специалистов трудоспособного возраста
- самый низкий уровень безработицы за последние 20 лет
Как при этом изменится работа рекрутеров и HR-маркетологов?
Большинство опрошенных согласны, что усилится фокус на работу с брендом работодателя.
Две трети опрошенных компаний уже работают или планирует начать работу над ценностным предложением (EVP) в 2024 году. Оно будет направлено, в первую очередь, на удержание сотрудников через развитие корпоративной культуры, ценностей и коммуникаций.
Вырастут и требования к эффективности найма. Удерживать стоимость и сроки подбора смогут те, кто хорошо автоматизировал процесс и настроил сквозную аналитику.
Вывод: сильное ценностное предложение и навыки работы с инструментами HR-маркетинга — очевидное конкурентное преимущество эффективных рекрутеров и HR/бренд-менеджеров.
Как же оставаться эффективным в этой ситуации?
- Управлять ожиданиями заказчиков относительно сроков, рисков и стоимости найма
- Работать с данными и проводить качественную аналитику
- Сформировать EVP и стратегию продвижения бренда работодателя компании
- Использовать HR-маркетинг для развития своих компетенций в HR и корпоративных коммуникациях
Второй заметный тренд – Ментальное здоровье и устойчивость
Бизнес ждет от эйчар-подразделений внедрения системных мер поддержки, которые смогут обеспечить «счастье» сотрудников. Корпоративные программы благополучия уверенно выходят в тренды, и навык управления ресурсами команд и стрессом становится все более востребованным.
Перед HR встает ряд вопросов:
- как выбрать такую программу?
- какие конкретно навыки развивать?
- нужно ли только бороться со стрессом или надо идти дальше, в баланс работы и отдыха?
- как преподнести термин «программа благополучия» коллективам, для которых это пока новое и непонятное направление?
Конечно, это далеко не все тренды, которые мы отметили в своей работе.
И если вы готовы погрузиться в подробности исследования, вы можете получить результаты опроса через нашего бота.
Кстати, там же вас ждет ответ на загадку выше:)
Как действовать дальше?
Итак, вы скачали себе результаты исследования и изучили. Но как эти данные могут быть полезны для вас уже сегодня? Ловите инструкцию!
- Для обоснования новой стратегии найма и удержания
Используйте полученные сведения для того, чтобы свериться с рынком и/или аргументировать свою позицию в ходе выбора направлений работы в 2024 году. Возьмите результаты на стратсессию с командой/руководителем — это даст более широкий контекст рынка труда для продуктивного обсуждения.
- Для защиты бюджета или привлечения допзатрат на найм
95% компаний ощущают дефицит рынка труда и большая часть из них планируют продолжить активный найм в 2024 году. Конкуренция среди компаний будет расти, при этом традиционные инструменты найма становятся более затратными и менее эффективными.
❗Развитие навыков HR-маркетинга и фокус на автоматизации процессов — то, что может реально повлиять на эффективность HR.
- Для партнерского диалога с гендиром или собственником компании
Руководство говорит на языке цифр и фактов, поэтому к такой встрече необходимо иметь железобетонные аргументы. Используйте наши данные для усиления своей позиции.
- Для развития вашей HR-команды
Мы уделили целый блок тому, какие навыки будут капитализировать рост HR и рекрутеров в следующие годы. Используйте результаты исследования для планирования ресурсов и планов обучения собственной команды.
- Для личного развития и крутой карьеры в новом году
Давайте не забывать о себе и помнить, что наша карьера в наших руках! Оцените данные и планы коллег по рынку, чтобы спланировать собственный трек роста в 2024 году.