Куда писать, когда звонить и как схантить холодного кандидата?
Что вам нравится больше – звонить или писать? А если кому-то нужно связаться с вами, какой вариант для вас комфортнее?
Сегодня каналы коммуникации играют огромную роль в нашей жизни. При этом все чаще мы предпочитаем не выходить на прямой контакт, а ограничиваться текстовыми сообщениями, которые можно читать и отправлять когда нам удобно.
Но что делать, если речь идет о рекрутменте, и нужно выбрать способ для связи с кандидатом? Да так, чтобы привлечь внимание, а не вызвать раздражение?
В этой статье мы поговорим о том, как выстраивать коммуникацию с холодным кандидатом, правильно выбирать каналы и что писать в письме, когда у вас только одна попытка.
Шаг 1. Выбор средства коммуникации
Прежде чем выбрать канал, давайте ответим на два важных вопроса: ищет ли пользователь работу и интересен ли он нам как кандидат? Такая стратегия удобна при работе с HH.RU и другими работными сайтами.
Рассмотрим ситуация на примере Хедхантера.
На схеме видно, что оптимальным вариантом для связи с кандидатом, который нам подходит и находится в поиске, является телефонный звонок. Но и сообщение в мессенджер может сработать.
В противном случае (кандидат ок, но работу не ищет) лучше использовать e-mail как более «щадящее» средство связи: письмо вызывает меньше раздражения, чем звонки и сообщения.
Следующий канал, который пользуется не меньшей популярностью, чем работные сайты – Линкедин.
Схема выглядит сложнее?:) Это только пока вы не начали применять ее на практике.
Шаг 2. Особенности каналов
Не будет открытием утверждение, что у каждого канала есть свои особенности. И прежде чем выбрать один или два подходящих в вашей ситуации, давайте вспомним, чем они отличаются и какие имеют плюсы и минусы.
- классический вариант
- не вызывает раздражения (мы не «врываемся» в соцсети и личные сообщения)
- часто рекрутер не отслеживает, открыто ли письмо
- долго – отвечают не сразу
Телефон
- быстро
- может вызывать раздражение
Мессенджер
- быстро
- не раздражает (при условии грамотно составленного сообщения)
Соцсети
- если пользователь не добавлен в друзья, сообщение попадает в общую переписку
- может раздражать
Кто эффективнее?
По мнению многих специалистов, рекрутеров, а так же экспертов-преподавателей школы MarHR, одним из самых эффективных каналов является мессенджер.
Телефонный звонок может быть актуален в случае, когда кандидат находится в поиске, и в его резюме этот способ указан как предпочтительный.
Шаг 3. Персонализированное сообщение
Итак, вы определились с каналом коммуникации, и вот настал момент, когда нужно написать сообщение. Одна из самых непростых задач – как морально, так и практически – это составление письма «холодному» кандидату.
Для того, чтобы коммуникация оказалась успешной и вы, как игрок в дартс, попали в десятку с первой попытки, используйте индивидуальный подход к каждому кандидату. Чем будет отличаться такой текст от более шаблонных?
ПЛЮСЫ:
- Работа над персонализированным сообщением позволяет отточить навыки рекрутмента. Кроме того, в процессе рекрутинга вы нарабатываете базу контактов, развивается нетворкинг.
- Учитесь составлять нетипичные сообщения, добавлять креатив.
- Возникают более близкие отношения с кандидатами (даже если не сделали оффер).
МИНУСЫ:
- Долго, требует много времени и усилий.
- Сложно, нельзя использовать шаблоны, нет готовых решений.
- Нужны определенные инструменты для составления эффективного «холодного» письма.
Как начинать коммуникацию?
- кратко, не тратим время кандидата
- по сути, чтобы сразу было понятно, кто мы и что предлагаем
- дружелюбно и корректно: пишем нейтрально, в комфортном стиле
- учитывая tone of voice вашей целевой аудитории или конкретного кандидата
Способов начать коммуникацию много, от захода через общую тему (если вы нашли кандидата в профильном чате, где он участвовал в обсуждении), до отправки стикера или короткого сообщения с отсылкой на рекомендацию.
Теперь рассмотрим несколько примеров «холодных» писем, которые помогут вам при составлении своего текста.
Используйте эмодзи, юмор, пишите в легком и неформальном стиле. Добавьте краткое описание ситуации и короткий призыв к действию в конце.
В этом примере автор взял на вооружение следующие приемы:
- стикер
- неформальное общение (позволяет ситуация и позиция)
- «словил» потенциального кандидата в чате разработчиков
Данный пример показывает, что уместным может быть небольшое количество лести, а также:
- элемент доверия (подразумеваем, что у нас есть некий общий знакомый)
- хороший «задел» для поддержания контакта на будущее, даже если кандидат откажется сейчас
Шаг 4. Сделаем выводы
- Самый лучший вариант холодного письма – персонализируемый шаблон. Текст должен давать понять кандидату, что какую-то его часть мы писали именно для него.
- Всегда учитываем портрет кандидата и подбираем под него стиль общения.
- Пишем коротко, с конкретным призывом в конце: созвониться, ответить на сообщение/письмо, дать обратную связь в любом формате.
- Стараемся избегать самых распространенных ошибок, которые часто допускают рекрутеры в текстах вакансий – подробно об этом мы писали в статье «6 ошибок в текстах вакансий»
Готовы к общению с холодными кандидатами?
А чтобы оно прошло гладко, скачивайте шаблон писем холодному кандидату – он поможет вам составлять письма легко и быстро, адаптируя их под любые каналы связи.