CJM — как построить карту пути кандидата

Признайтесь – вы строите карту пути кандидата?

Или считаете, что это, конечно, интересный инструмент, но как-нибудь в другой раз? А другой раз – это когда будет свободное время, все открытые позиции закрыты и вам совершенно нечего больше делать:)


 

CJM=весна

Наш преподаватель на курсе «HR-маркетолог» Екатерина Воронкова сравнивает процесс построения карты пути кандидата с весной. Почему? Потому что именно весной, когда тает снег, многое из того, что было раньше спрятано от глаз, выходит наружу. В прямом и переносном смысле;)

 

Даже если вам кажется, что вы знаете о своих кандидатах абсолютно все, что ваш процесс подбора выверен и безупречен, после построения CJM вас могут ждать сюрпризы.

Работая над картой, вы получите массу полезных инсайтов, а сами исследования могут существенно сэкономить время, деньги, и (что особенно ценно) нервы.

 

 

 

Починить процесс или построить с нуля

С помощью CJM мы изучаем опыт взаимодействия сотрудников с компанией и анализируем ключевые моменты в найме. Это позволяет выявлять проблемные области, находить ошибки и бутылочные горлышки. Следующий шаг – исправить недочеты, проанализировать гипотезы и повысить эффективность процесса.

 

Обосновать внедрение изменений

Итак, мы нашли слабое место и стали чуть ближе к успеху. Но этого, как правило, недостаточно, ведь теперь нужно внести изменения в систему подбора. А такие решения эйчар не всегда может принять самостоятельно: нужно одобрение руководства. И вот тут снова приходит на помощь CJM.

Когда у вас на руках есть результаты исследований, к тому же оцифрованные, вы всегда можете аргументированно доказать, почему и какие действия требуется предпринять, чтобы повлиять на ситуацию. Тогда весь разговор будет строиться на языке бизнеса, и ваши шансы убедить нужных людей значительно повысятся.

 

Внедрить инструменты автоматизации

Рассмотрим простой пример. Вы построили карту и обнаружили, что на одном из этапов рекрутерам приходится вручную отсеивать большое количество кандидатов. Как облегчить их труд? На ум приходит автоматизация. 

Можно подключить чат-бота, который будет задавать определенные вопросы и сразу отбирать соискателей с подходящими резюме. Или обосновать необходимость использования CRM-системы для компании (и тут мы снова возвращаемся к предыдущему пункту). Какой бы вариант вы не выбрали, CJM поможет вам обосновать необходимость приобретения дополнительного инструмента и снять возражения «дорого и долго».

 

Как построить CJM?

 

Схематично процесс построения CJM можно разделить на 3 части. Рассмотрим их подробнее.

 

 

1. Разделение пути кандидата на этапы

 

Первый шаг на этом этапе – осознание потребности. Наступает момент, когда будущий кандидат понимает, что пора искать работу, ощущает свою готовность к изменениям (смена места работы, новый коллектив, страхи и неуверенность в будущем) и начинает изучать рынок. 

 

Второй шаг – оценка и выбор. Кандидат выбирает интересные ему компании, изучает их репутацию, читает отзывы, смотрим сайт. Если то, что он увидит, его заинтересует, последует отклик и в перспективе ситуация может привести к офферу со стороны выбранного работодателя.

 

Третий шаг – кандидата нанимают, и он становится сотрудником. Этот шаг включает в себя пребординг, первый день работы, онбординг. 

 

 

2. Определение точек контакта

 

Где и как мы контактируем с кандидатом? Конечно, помимо очевидных работных сайтов или лендинга вакансии, где мы сами и разместили вакансию.

 

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте определимся с терминологией.

Точки контакта — это любые реальные и виртуальные места, где вам удается донести нужную информацию (в данном случае открытую вакансию) до вашей целевой аудитории. Реальные – потому что есть сферы, в которых отлично срабатывает размещение вакансий на городских досках объявлений или листовках. Среди виртуальных точек контакта нужно упомянуть не только посты в соцсетях или на карьерном сайте, но и телефонные интервью, письма с тестовыми заданиями, и любые другие ситуации, когда вы контактируете с кандидатом.

 

ВАЖНО: точек касания с одним и тем же кандидатом может быть несколько. Все зависит от того, какие этапы включает ваша воронка подбора.

 

В результате анализа вы можете получить вариант сценария, который наглядно покажет, откуда приходят соискатели и через какие точки касания идет их взаимодействие с вами и компанией.

 

3. Проведение исследований

 

Этот этап будет одним из самых сложных, но вместе с тем и самым важным. Результаты исследований позволят вам:

  • выделить ключевые моменты выбора
  • получить инсайты (всегда есть сюрпризы)
  • выявить проблемы и составить план изменений

 

И это все?

 

Построение  CJM учитывает не только сами шаги кандидата (от осознания потребности до действий), но и эмоциональную окраску, а также опыт, им приобретенный.

 

Каждая точка касания, будь то статья на Хабре, где компания демонстрирует свою экспертность, или профильное мероприятие в интересной для кандидата сфере, позволяют ему провести оценку, испытать эмоции и сделать выводы. 

 

Звучит сложно?

Согласны, представить себе CJM, если вы никогда ее не строили, проблематично. Давайте посмотрим на примере (работа студентки курса «HR-маркетолог», часть карты):

 

 

А как может выглядеть карта путешествия вашего кандидата? И что еще нужно знать, прежде чем приступать к ее построению?

 

Ответы на эти, а также на многие другие вопросы+практические занятия и отработка навыка работы с CJM ждут вас в курсе «HR-маркетолог». Старт нового потока уже скоро – присоединяйтесь! 

 

P.S. Построение CJM и проведение исследований – лишь 1 из 11 модулей этого курса. Выбирайте удобный тариф, проходите обучение в лучшей школе hr-маркетологов и присоединяйтесь к сообществу настоящих марчаров!

 

Предыдущая запись
Консультанты для развития бренда: внутренние или внешние?
Следующая запись
Долго ищите айтишников? Делайте это примерно в 3 раза быстрее
Смотреть все новости