Наверно, только ленивый контент-мейкер весной 2023 не поднимал тему нашумевшего чата GPT. Не будем погружаться в нее глубоко, просто отметим для себя, что и этот чат по сути является очередным инструментом для облегчения чьего-то труда. И хотя мы в MarHR не считаем, что искусственный интеллект скоро заменит человека, все же автоматизация в разных ее проявлениях – «вещь» полезная и нужная.
Прежде, чем познакомиться с лучшими друзьями эйчаров и рекрутеров, давайте вспомним, что мы часто делаем руками и что отнимает огромное количество времени в рабочих процессах?
- Просмотры резюме и отсеивание неподходящих
- Рассылка по холодным кандидатам
- Интервью, вопрос-ответ, составление анкет и их последующая обработка
- Рассылка напоминаний о собеседовании
- Работа с ограниченными данными (в наличии только e-mail кандидата)
- Некоторые процессы адаптации
- Пульс-опросы среди сотрудников
- Exit-интервью
Это далеко не весь список, но даже в нем уже солидные 8 пунктов. Поэтому, если у вас еще были сомнения в актуальности автоматизации, мы уверены, что смогли их развеять.
И пора переходить к конкретике!
Что нужно знать о чат-ботах
Без автоматизации вы неизбежно проигрываете борьбу за кандидата. Почему?
- на рынке в 2 раза меньше молодых специалистов, чем 4 года назад
- кандидаты сами выбирают когда, где и сколько работать
- многоканальность: кандидаты хотят общаться везде
- многозадачность: рекрутеру нужно успеть все и быть везде
Ситуации, при которых откликов слишком много (не успеваем обрабатывать) или слишком мало (нужно работать с холодными кандидатами), не так уж редки. Традиционный выход: потратить больше времени на то, чтобы все разрулить руками рекрутера.
Лучший выход: автоматизировать, передав часть функционала чат-боту.
Пусть он сортирует кандидатов, опрашивает их на входе и отсекает тех, кто не подходит по важным параметрам, а до рекрутера будут доходить уже более релевантные соискатели. Простое интерактивное интервью в чате потребует единоразовой настройки, и – вуаля! – вы освободили себя или коллегу от рутинной и трудоемкой задачи.
А еще чат-бот может обновлять статусы на работном сайте или в карточке кандидата в CRM-системе. Вы бы хотели такого помощника?;)
Что смущает в чат-ботах?
Мы описали идеальную ситуацию, но будет правильным разобрать и ряд возражений, с которыми можно столкнуться.
«У моих кандидатов кнопочные телефоны без интернета»
Согласитесь, ситуация маловероятная. Сегодня проникновение онлайн-сервисов по всей России очень высокое, почти у всех есть устройство с выходом в интернет.
«Кандидаты просто не будут проходить чат-бота»
Большинство кандидатов взаимодействуют с чат-ботами достаточно активно. Случаи, когда кандидаты не хотят вести диалог, как правило, единичны.
«Кандидаты не реагируют на холодные рассылки в мессенджеры»
Часть кандидатов действительно не реагируют, поэтому здесь стоит сравнивать стоимость канала рассылки по холодной базе с тем процессом, который есть в кампании на данный момент, например, холодный обзвон. Часто конверсия холодного обзвона равна конверсии холодных рассылок через мессенджеры, при этом выгода от применения чат-бота очевидна – это высвободившееся время сотрудника.
Резюмируем: внедрение чат-ботов позволяет избавить ваших рекрутеров от рутинных процессов в подборе, а при правильной настройке и повысить эффективность некоторых этапов воронки.
Чем полезны e-mail рассылки
Предположим, у вас есть только электронная почта кандидата. В этом случае идеальным кандидатом для внедрения становятся e-mail рассылки.
Они позволяют:
- Собрать статистику, проанализировать поведение пользователя, создать гипотезы и понять, что работает
- Адаптировать верстку под устройство: ПК, смартфон, планшет
- “Подогреть” кандидата, создать эмоциональный фон. Добавить интересные материалы: ссылки на статьи или видео о вас
- Автоматизировать работу с кандидатом — экономия времени
Для многих не-маркетологов работа с сервисом рассылки кажется чем-то запредельно сложным, и трудно оценить, сколько времени потребуется на освоение.
В этой ситуации первое, что стоит сделать, это пообщаться с отделом маркетинга. Вполне возможно, что они уже используют какой-то рассыльщик и смогут быстро подключить вас к нему.
Если же маркетологи вам не помощники, придется погружаться в тему самостоятельно. Благо, сейчас на просторах интернета легко найти обучающие ролики по любому из популярных сервисов, от GetResponse до Unisender.
И, конечно, не будем забывать о еще одном варианте: прийти на курс «HR-маркетолог PRO», где автоматизации (и в том числе чат-ботам и e-mail рассылкам) посвящен целый модуль.
ATS… как много в этой аббревиатуре
Возможно, вы уже задумывались о необходимости внедрения ATS в своей компании, и тогда нам не в чем вас убеждать. Возможно, однако, что ваша ситуация прямо противоположна, и вы точно знаете, что пока руководство не готово к такому шагу. Но посмотреть на преимущества ATS все равно стоит:)
- Актуальность. Информация в ATS – это отчет в режиме реального времени, что очень важно в работе рекрутера
- Экономия времени.
- Диджитализация. Так не только современнее, но действительно проще и удобнее
- Быстрая оценка качества работы рекрутеров и менеджеров
- Возможность подключения чат-ботов
- И много других настраиваемых функций в зависимости от выбранной платформы
Но и это еще не все…
Какой еще может быть автоматизация в рекрутменте?
Мы не будем гадать или придумывать какие-то гипотетические примеры, а просто расскажем вам, что делают студенты нашего курса «HR-маркетолог PRO» прямо в процессе обучения, вдохновившись полученными знаниями.
- создают шаблоны холодных писем под разные целевые аудитории и под разные каналы (мессенджер, почта, соцсеть)
- внедряют расширения в виде горячих клавиш для набора текста и подсвечивания ключевых навыков в резюме
- создают карты путешествия кандидата (CJM)
- создают карты HR-процессов, что позволяет экономить время эйчара на поиск нужной информации и ускорять процесс онбординга
- собирают простых ботов и делают рассылки в WhatsApp
С каждым таким нововведением повышается эффективность процесса подбора и взаимодействия с сотрудниками – и снижается количество времени и сил, потраченных на организацию и реализацию. А время по-прежнему наш самый ценный и невосполнимый ресурс.