Светлана Драгаева: «VR-медитация на рабочем месте — то, что доктор прописал»

Светлана Драгаева — создатель VR-продукта Virry Life. Он позволяет HR-менеджерам мониторить психоэмоциональное состояние сотрудников. 1 октября Светлана примет участие в конференции EDCRUNCH 2019 в треке «Корпоративное обучение». В преддверии конференции она рассказала MarHR, чем компаниям полезны VR-технологии, как измерить их влияние на уровень счастья сотрудников и какие тренды властвуют на рынке VR в HR. 

Вы начинали с приложения для детей. Как пришла идея выйти на рынок HR? 

Мы сотрудничаем с VR-лабораторией Stanford University, и в какой-то момент она начала исследовать эмоциональное воздействие различных типов VR-контента на человека. Мы обсудили с психологами, которых в нашей команде не бывает меньше трех, кому может быть полезен наш продукт. Идея рабочей среды возникла очень быстро.

Во-первых, потому что еще до выхода продукта на HR-рынок у нас была VR-галерея в лондонском районе Mayfair, где многие люди работают. В форме с отзывами посетители писали: «Классно, что мы заглянули к вам во время обеденного перерыва». Они приходили, чтобы отдохнуть, перезагрузиться и пойти работать дальше.

Во-вторых, четверть нашей команды всегда работала в очень интенсивных индустриях. И на вопрос, как перезагружаться и восполнять свои ресурсы, мы никогда не получали полезного совета. Обычно это про кофе, перекур, в лучшем случае — прогулку.

Отечественные компании готовы использовать VR-технологии для счастья сотрудников куда менее прагматичной цели, чем, например, обучение? 

Мы начинали с британского и американского рынка, но российская HR-сфера  меняется в лучшую сторону. HR-департаменты готовы внедрять простые и понятные инструменты, которые помогают их сотрудникам. Для этого мы стараемся занимать проактивную позицию. В Сбербанк, HH.ru и Senior Group — сеть частных домов престарелых, мы пришли сами. 

Сталкивались ли вы со скептицизмом менеджмента по отношению к VR-технологиям? 

Скептицизм, с которым я встречалась, был связан с другим. В крупной госкорпорации можно услышать: «У нас работают только сильные люди, на такую сложную работу слабые не идут». Для руководителя нормально и естественно думать, что у него достойная работа, что на должностях, связанных с высоким когнитивным напряжением, лучшие сотрудники. Так и есть. Но мы пытаемся донести до менеджмента, что даже самого сильного человека нужно вовремя поддержать. Даже у самого лучшего сотрудника бывает плохой день, неблагоприятные домашние обстоятельства. Даже если мы рассмотрим только работу, одна задача может не нравиться сотруднику, другая — быть сложной, третья — подразумевать неприятную коммуникацию с коллегами.

Мы говорим руководителям: «Дайте сотрудникам простой инструмент, который поможет самостоятельно регулировать свой психоэмоциональный баланс, переживать крайне необходимый пятиминутный детокс».

Проводя однажды тренинг для педагогов, мы задали вопрос: «Как вы перезагружаетесь?» Они вспоминали телефонный разговор, кофе, перекур. Потом мы спросили: «Как бы вы хотели перезагружаться?» Они говорили про лес, бассейн. Мы поняли, что людям очень не хватает уединения. Его действительно мало в современной рабочей среде — люди работают в опенспейсах, обедать ходят вместе. Коммуникация между сотрудниками, безусловно, важна, но момент наедине с собой — огромное достоинство VR. Во время осознанного перерыва в VR-шлеме у тебя меняется мир — это в буквальном смысле перезагрузка.   

Измеряли ли вы влияние Virry Life на аффективную приверженность¹ сотрудников согласно трехкомпонентной модели организационной приверженности Мейер-Аллен²?  

Нет, потому что мы фокусируемся на сотруднике. Его счастье — это следствие использования тех инструментов, которые предоставляет работодатель. Я считаю, что ответственность за психопрофилактику на рабочем месте лежит на руководителе. Сотрудник же отвечает за использование предложенных инструментов. Это должно быть двустороннее движение: компания дает возможность, сотрудник ее реализует.

Мы измеряем корреляцию между тем, какой контент  выбирает сотрудник и результатами психологических тестов. Мы рассказываем сотрудникам, как использовать наш VR-продукт максимально эффективно. На тренингах, которые разработаны нашими психологами, есть важный момент: «Когда вы подходите к шлему, подумайте о своем состоянии и эмоциях: вы волнуетесь перед важной встречей, устали или раздражены? Выбирайте контент исходя из этого. Перед встречей, например, перезагрузитесь не релаксацией, а кормлением крупного хищника».

Я убеждена, что через несколько лет всем придет понимание, что за свою ресурсность каждый ответственен сам. Восполнять ресурс за счет других сотрудников – нарушение рабочей этики. Энергетический вампиризм на работе должен быть запрещен, хотя сейчас это норма для некоторых руководителей. Именно поэтому нам хочется сконцентрироваться на сотруднике, дать ему простой и понятный инструмент для саморегуляции. 


¹ Аффективная приверженность включает эмоциональную привязанность работника к организации, его идентификацию с организацией и вовлеченность в ее внутренние процессы.

² Модель приверженности сотрудников организации, в которая выделяется аффективная, нормативная и ориентированная на последствия приверженность.

Как измерить влияние VR-технологий на уровень счастья и эффективности? Как вы выявляете эту корреляцию?

Для разговора о VR-технологиях важно помнить, что главное — это контент. Мы используем общепризнанные психологические тесты и подбираем их, исходя из конкретной индустрии. Иногда мы работаем с помогающими профессиями, например, медсестрами в домах престарелых. Там HR-менеджеру важно отслеживать и предотвращать эмоциональное выгорание, поэтому тесты нацелены на него.

Тесты для офисных сотрудников обычно включают шкалу депрессии Бека, тест Люшера, опросник профессионального выгорания Маслач, семантические тесты. Шкала Бека, например, показывает нулевой уровень депрессии после использования осознанного VR-перерыва. Семантический дифференциал показывает, как улучшается настроение сотрудника.

Однажды работодателю была важна эффективность сотрудников, которая повышается как раз, когда человек сфокусирован. С помощью рисуночного теста мы выяснили, что при регулярном использовании VR-перезагрузки сотрудники лучше фокусируются.  В последних исследованиях мы снимаем кардиограмму, потому что по вариабельности сердечного ритма можно замерять снижение уровня стресса.

Психолог для вас — необходимая единица. Но когда вы спрашивали другие VR-компании о наличии штатного психолога, они смотрели на вас «как на безумную». Неужели это настолько не распространенная практика?

Да, особенно если мы говорим о масс-маркете VR-технологий. Во-первых, цифровая индустрия обычно не предполагает наличия психолога — фокус на разработчике, дизайнере. Психолог — не тот сотрудник, который возникает в голове у руководителя при написании бизнес-плана. Жизнь цифрового продукта обычно видится короткой, потому что в этой индустрии все меняется слишком стремительно. Основатели VR-компаний редко думают о долгосрочной жизни продуктов. 

Во-вторых, VR — довольно новая технология для масс-маркета. Нет достаточного количества исследований, которые бы показывали долгосрочное влияние виртуальной реальности на человека. С этой точки зрения VR-контент никак не проверяется, хотя его сила потенциального воздействия высока. Нельзя недооценивать ответственность разработчиков. 

Мы сконцентрированы на психологических исследованиях, потому что хотим, чтобы наши продукты приносили пользу HR-рынку. VR-медитация на рабочем месте — то, что доктор прописал. 

Замечали ли вы специфику на рынке разработчиков технологий для HR?

Самое крупное направление VR в HR — это разработка тренингов для сотрудников. Это богатый и потенциально плодовитый рынок, разработчики здесь классные и успешные. Мой любимый кейс — это Teslasuit. Ребята сделали костюм для полного погружения в VR с возможностью тактильных ощущений. Это позволяет обучать пожарных и представителей других профессий с высокими рисками. 

Можете назвать топ-3 тренда на рынке VR-технологий для HR?

1) VR-тренинги. Это продукты, которые учат сотрудника выполнять свои обязанности в трудных ситуациях с наименьшими затратами для работодателя. Массу ситуаций смоделировать в виртуальной реальности проще, чем в жизни. Например, Walmart использовал VR-технологии, чтобы подготовить сотрудников к Black Friday. Когда у них открывается дверь магазина, и врывается толпа посетителей. Как это сделать в реальной жизни? Нанять массовку?

В Англии, к примеру, я сталкивалась с VR-тренингами для хирургов. Исследования показали, что у врачей, которые проводили пробную VR-операцию, показатели в реальной жизни улучшились. 

2) Удаленные VR-совещания. Они проходят намного эффективнее обычных удаленных совещаний. 

3) Использование VR-технологий для психопрофилактики сотрудников. Это еще не тренд, но мы пытаемся его сформировать. Актуальность психопрофилактики на рабочем месте растет, она приобретает все более осмысленные формы. Asana, например, недавно спустила фичу, которая позволяет руководителям оценивать задачи сотрудников именно с точки зрения эмоционального выгорания. О психологическом здоровье сотрудников говорят все больше.

Какие сферы бизнеса наиболее отзывчивы к VR-технологиям?

Сотрудникам любой компании нужно перезагружаться. Особенно это важно, если их деятельность зависит от психоэмоционального состояния. Например:

  • на предприятиях, заводах и крупных офисах, где есть рутинная работа, которая требует переориентации внимания;
  • в домах престарелых;
  • в индустриях, где человек должен быть максимально сконцентрирован, например при управлении поездом.  

Вы рекомендуете создавать в офисах целое пространство для экспириенса. Почему шлема недостаточно и каким должно быть это пространство?

Важно, чтобы сотрудник знал: на работе существует отдельное безопасное пространство для психопрофилактики. Сидя в шлеме прямо на рабочем месте в том же опенспейсе, он может волноваться, ходит ли кто-то вокруг, мешает ли он остальным. Отдельное пространство позволяет перезагрузиться по-настоящему. Для его обустройства стоит использовать природные элементы: у нас есть целый список оптимальных камешков и растительности. Нужна естественная натуральная среда, удобные пуфы или кресла с пледами, чтобы сотрудник мог расслабиться.  

 

 

Предыдущая запись
Бренд-амбассадор: инструкция по применению
Следующая запись
«Управлять репутацией, легко!»
Смотреть все новости