Приходя в компанию, новичок погружается в массу новой информации.
Он получает задачи, изучает ценности и правила компании, её структуру, команду, подходы к работе. Информация путается и усваивается дольше, новичок чувствует себя некомфортно. Для полной адаптации требуются время, внимание руководителя и HR-менеджера, ответы на множество вопросов сотрудника пока он не усвоит новые «правила игры».
Процесс адаптации должен стать понятным, увлекательным и структурированным. Он призван облегчить работу HR и руководителя, при этом обеспечить комфортные условия для новичка. Эту задачу решает геймификация, которая вовлекает сотрудников и помогает усваивать материал качественней и быстрей.
Одним из инструментов может стать «Карта новичка». Путь, который проходит сотрудник на этапе адаптации — с первого дня и до конца испытательного срока. Путь подобен карте настольной игры. Новичок продвигается по мере выполнения заданий, достигает конечной цели.
По карте сотрудник продвигается по мере выполнения заданий, которые направляет ему с установленной периодичностью HR (к примеру, раз в 2 дня). Выполнил успешно задание – продвинулся вперёд по карте и получил следующее. Установите заранее сроки прохождения всей карты и каждой точки отдельно. Рассчитайте сколько понадобиться заданий и времени выполнения, чтобы уложиться в испытательный срок.
Для мотивации прохождения включайте в карту:
- Поощрения после прохождения определённых точек.Пройдено 3 задания — получил поощрение (прийти на работу на час позже, получить бонусный кофе и прочее).
- Историю путешествия.Это не просто карта, а увлекательный путь к цели. Какая цель у пути? Завоевание города, нахождение своей семьи, поиск родного дома. Включайте фантазию, придумывайте метафоры и рисуйте карту на основе истории. Формулируйте задания интересно, погружайте сотрудника в историю, вовлекайте в неё.
- Соревновательный путь.
- Если в компанию выходят одновременно несколько человек, устройте соревнование между ними и установите рейтинги. Придумайте конечную цель, зачем сотруднику выигрывать и что он получит за победу.
Создав концепцию и дизайн карты, продумываем сами задания. Остановок на карте может быть разное количество в зависимости от программы адаптации в вашей компании. Приведу пример содержания подобной карты.
1 остановка.
Несколько вводных заданий.
Задание 1.
Прочитать путеводитель по истории и ценностям компании. Пройти тест по прочитанному материалу. Тест создаём в гугл формах или typeform. Направляем через почту, внутренний мессенджер.
Задание 2.
Написать о себе информацию для представления коллегам. Наверняка вы делаете рассылку по команде с представлением сотрудника. Подключите новичка к написанию истории о себе.
Задание 3.
Пройти welcome-тренинг.
Задание 4.
Пройти квест по офису. Задание включаем, если у вас большой и запутанный офис. Придумайте небольшой квест, проходя который новичок освоит офис и познакомится с коллегами.
2 остановка.
Изучить страницу команды или интранет. Познакомиться лично с коллегами.
Укажите с какими конкретно коллегами нужно познакомиться новичку. Выбираем тех, с кем он будет взаимодействовать чаще всего. Задание считается выполненным, если новичок задал коллегам 3 вопроса по процессу работу.
3 остановка.
Изучить базу знаний.
Если есть база знаний или материалы, которые новички читают на входе – сделайте задание их изучить. И пройти тестирование на закрепление. Если материалы сухие и объёмные, попробуйте разбить на части и высылать постепенно. Подумайте над тем, как можно упростить восприятие материалов. Например, вместо сухого текста снимите видео-уроки с наглядными примерами и визуализацией.
4 остановка.
Подписаться в фейсбуке на страницу компании и добавить коллег в друзья.
После четвертой остановки направьте письмо-поздравление об успешном прохождении части пути. Отметьте флажком на пути успех новичка. Наградите бонусом.
5 остановка.
Составить совместно с руководителем индивидуальный план развития.
Написать action-plan, в котором расписаны цели на испытательный срок, конкретные действия для достижения, сроки.
6 остановка.
Сходить вместе с коллегами на обед.
7 остановка.
Пройти обучение по заданной теме.
Подумайте, какое обучение будет полезно пройти новичку. Это может быть профессиональная тема, либо тема для саморазвития — тайм-менеджмент, искусство продуктивности. Отправьте ссылку на он-лайн курс или проведите обучение внутри компании.
8 остановка.
Пройти тест по базе знаний.
Проверяем тестированием как продвигается изучение базы знаний, закрепляем материал.
9 остановка.
Написать идеи по улучшению работы компании, условий труда офиса.
Даем новичку почувствовать, что он влияет на общую работу компании и является важной частью команды.
10 остановка.
Прочитать книгу.
Предлагайте книгу, которая поможет сотруднику в развитии и адаптации.
11 остановка.
Встреча с руководителем.
Обсудить action-plan, промежуточные результаты, получить обратную связь от руководителя по работе.
12 остановка.
Финиш.
Команда поздравляет новичка с прохождением испытательного срока. Важно логически завершить процесс прохождения пути по карте. Достиг ли новичок нужной цели? Если да, направляем письмо-поздравление, в котором будет приятное видео от команды о том, что он стал частью семьи. Дарим приятные мелочи — брендированную фуболку, толстовку, кружку.
Выбирайте удобный для себя вариант работы с картой — возможно она будет напечатанная, выдаваться в руки или крепиться к рабочему месту.
Для автоматизации этого процесса «карту новичка» направляем через email-рассылку. Настройте заранее автоматическую рассылку серии писем (это можно сделать в Unisender, Mailchimp).
Каждое новое письмо — новое задание. В письмо включите не только задание, но и картинку карты, на которой будет видно, где сейчас сотрудник, как он продвигается. Вовлекайте сотрудника — приписывайте мотивирующие слоганы, напоминайте о конечном призе. Продумайте точки контроля — как будете следить за прохождением заданий. Например, создайте бланк или to-do list, в котором новичок будет отмечать сделанные задания и оставлять комментарии. Руководитель или наставник следит за прохождением карты, даёт комментарии и отвечает на вопросы.