Меню
Бесплатная онлайн-конференция
Close
Авторская колонка
HR-менеджер/кадровый консультант (ex. Out of Cloud, Росгосстрах).

Геймификация в адаптации

Приходя в компанию, новичок погружается в массу новой информации.
Он получает задачи, изучает ценности и правила компании, её структуру, команду, подходы к работе. Информация путается и усваивается дольше, новичок чувствует себя некомфортно. Для полной адаптации требуются время, внимание руководителя и HR-менеджера, ответы на множество вопросов сотрудника пока он не усвоит новые «правила игры».

Процесс адаптации должен стать понятным, увлекательным и структурированным. Он призван облегчить работу HR и руководителя, при этом обеспечить комфортные условия для новичка. Эту задачу решает геймификация, которая вовлекает сотрудников и помогает усваивать материал качественней и быстрей.

Одним из инструментов может стать «Карта новичка». Путь, который проходит сотрудник на этапе адаптации — с первого дня и до конца испытательного срока. Путь подобен карте настольной игры. Новичок продвигается по мере выполнения заданий, достигает конечной цели.
По карте сотрудник продвигается по мере выполнения заданий, которые направляет ему с установленной периодичностью HR (к примеру, раз в 2 дня). Выполнил успешно задание – продвинулся вперёд по карте и получил следующее. Установите заранее сроки прохождения всей карты и каждой точки отдельно. Рассчитайте сколько понадобиться заданий и времени выполнения, чтобы уложиться в испытательный срок.
Для мотивации прохождения включайте в карту:
Поощрения после прохождения определённых точек.
Пройдено 3 задания — получил поощрение (прийти на работу на час позже, получить бонусный кофе и прочее).
Историю путешествия.
Это не просто карта, а увлекательный путь к цели. Какая цель у пути? Завоевание города, нахождение своей семьи, поиск родного дома. Включайте фантазию, придумывайте метафоры и рисуйте карту на основе истории. Формулируйте задания интересно, погружайте сотрудника в историю, вовлекайте в неё.
Соревновательный путь.
Если в компанию выходят одновременно несколько человек, устройте соревнование между ними и установите рейтинги. Придумайте конечную цель, зачем сотруднику выигрывать и что он получит за победу.
Создав концепцию и дизайн карты, продумываем сами задания. Остановок на карте может быть разное количество в зависимости от программы адаптации в вашей компании. Приведу пример содержания подобной карты.
    1 остановка.
    Несколько вводных заданий.
    Задание 1. Прочитать путеводитель по истории и ценностям компании. Пройти тест по прочитанному материалу. Тест создаём в гугл формах или typeform. Направляем через почту, внутренний мессенджер.

    Задание 2. Написать о себе информацию для представления коллегам. Наверняка вы делаете рассылку по команде с представлением сотрудника. Подключите новичка к написанию истории о себе.

    Задание 3. Пройти welcome-тренинг.

    Задание 4. Пройти квест по офису. Задание включаем, если у вас большой и запутанный офис. Придумайте небольшой квест, проходя который новичок освоит офис и познакомится с коллегами.
    2 остановка.
    Изучить страницу команды или интранет. Познакомиться лично с коллегами.
    Укажите с какими конкретно коллегами нужно познакомиться новичку. Выбираем тех, с кем он будет взаимодействовать чаще всего. Задание считается выполненным, если новичок задал коллегам 3 вопроса по процессу работу.
      3 остановка.
      Изучить базу знаний.

      Если есть база знаний или материалы, которые новички читают на входе – сделайте задание их изучить. И пройти тестирование на закрепление. Если материалы сухие и объёмные, попробуйте разбить на части и высылать постепенно. Подумайте над тем, как можно упростить восприятие материалов. Например, вместо сухого текста снимите видео-уроки с наглядными примерами и визуализацией.
          4 остановка.
          Подписаться в фейсбуке на страницу компании и добавить коллег в друзья.
          После четвертой остановки направьте письмо-поздравление об успешном прохождении части пути. Отметьте флажком на пути успех новичка. Наградите бонусом.
            5 остановка.
            Составить совместно с руководителем индивидуальный план развития.
            Написать action-plan, в котором расписаны цели на испытательный срок, конкретные действия для достижения, сроки.
            6 остановка.
            Сходить вместе с коллегами на обед.
            7 остановка.
            Пройти обучение по заданной теме.
            Подумайте, какое обучение будет полезно пройти новичку. Это может быть профессиональная тема, либо тема для саморазвития — тайм-менеджмент, искусство продуктивности. Отправьте ссылку на он-лайн курс или проведите обучение внутри компании.
            8 остановка.
            Пройти тест по базе знаний.
            Проверяем тестированием как продвигается изучение базы знаний, закрепляем материал.
            9 остановка.
            Написать идеи по улучшению работы компании, условий труда офиса.

            Даем новичку почувствовать, что он влияет на общую работу компании и является важной частью команды.
            10 остановка.
            Прочитать книгу.

            Предлагайте книгу, которая поможет сотруднику в развитии и адаптации.
            11 остановка.
            Встреча с руководителем.
            Обсудить action-plan, промежуточные результаты, получить обратную связь от руководителя по работе.
            12 остановка.
            Финиш.
            Команда поздравляет новичка с прохождением испытательного срока. Важно логически завершить процесс прохождения пути по карте. Достиг ли новичок нужной цели? Если да, направляем письмо-поздравление, в котором будет приятное видео от команды о том, что он стал частью семьи. Дарим приятные мелочи — брендированную фуболку, толстовку, кружку.
            Выбирайте удобный для себя вариант работы с картой — возможно она будет напечатанная, выдаваться в руки или крепиться к рабочему месту.

            Для автоматизации этого процесса «карту новичка» направляем через email-рассылку. Настройте заранее автоматическую рассылку серии писем (это можно сделать в Unisender, Mailchimp).

            Каждое новое письмо — новое задание. В письмо включите не только задание, но и картинку карты, на которой будет видно, где сейчас сотрудник, как он продвигается. Вовлекайте сотрудника — приписывайте мотивирующие слоганы, напоминайте о конечном призе. Продумайте точки контроля — как будете следить за прохождением заданий. Например, создайте бланк или to-do list, в котором новичок будет отмечать сделанные задания и оставлять комментарии. Руководитель или наставник следит за прохождением карты, даёт комментарии и отвечает на вопросы.
            Если у вас есть интересные кейсы, которыми вы хотите поделиться или стать постоянным автором — напишите мне.