Воркшоп «Удалённые команды»

В чём секрет успешного управления удалёнными / распределёнными командами?

4 декабря состоялся воркшоп, организованный компанией ВИЗАВИ Консалт «Управление удаленными/ распределенными командами». 
После вступительного слова управляющего партнера и генерального директора ВИЗАВИ Консалт Валерии Дворцевой участники разбились на группы, познакомились, озвучили собственные цели к воркшопу.
Ведущей воркшопа была бизнес-тренер Людмила Морозова, которая вдохновляла и мотивировала, делилась лайфхаками, а с помощью прекрасного чувства юмора и харизмы настраивала участников на нужный лад. Людмила провела серию мини-лекций, в ходе которых участники отрабатывали полученные знания на практике, при этом всё проходило довольно весело и задорно.

Обсуждение началось с цифр. На текущий момент только 5% людей работает из дома, их количество с каждым годом растет, и это общемировая тенденция. При этом 90% опрошенных хотят работать удалённо, а 90% работодателей России, как сообщает кадровая компания «Юнити», хотят создать удалённую команду, однако не знают, с чего начать. А начать нужно конечно со стратегии.

Также, одна из первостепенных задач — понять, какие люди подходят для удалённой работы.

 

 

Перед тем, как это прояснить, Людмила Морозова провела эксперимент с черным ящиком. В результате выяснилось, что успешнее всего в бизнесе те, кто умеет принимать решения в ситуации тотальной неопределенности, проявляющие инициативу и ответственность.

Существует миф, что только интроверты способны к удалённой работе, но это не так. Экстраверты справляются с ней если не лучше, то так же хорошо. Важная задача — безошибочно определить тех, кто подходит для удалённой работы.

 

Выступление Людмилы Морозовой

Для этих сотрудников важно наличие следующих ключевых компетенций:

  • Инициативность
  • Коммуникабельность
  • Стремление к постоянному росту
  • Продуктивность

Затем команды составили список вопросов для выявления данных компетенций в ходе интервью.

HR выступает в качестве методолога, портирует процесс в бизнес, но не всегда понимают специфику удалённой работы, являясь офисным сотрудником. В данной ситуации можно попробовать поставить себя на место сотрудников и погрузиться в их рабочую среду, и сделать это следует как можно раньше, самому больше проводить времени вне офиса, чтобы понять своих коллег.

Также, существует проблема документооборота, отсутствует прозрачная информация. В этом случае может помочь описание как можно большего количества процессов и открытый доступ к необходимым документам, чтобы создать максимально понятное информационное поле.

 

Для того, чтобы организовывать работу удалённой команды, обязательно определить следующее:

  • Цели
  • Роли
  • Обязанности
  • Сроки
  • Каналы контроля
  • Система взаимодействия

При этом всё должно быть прозрачно, легко контролируемо, необходима моментальная обратная связь и чёткая постановка задач.

Ценности удалённого сотрудничества:

  • Прозрачность
  • Баланс
  • Сотрудничество
  • Клиентоориентированность
  • Поток
  • Лидерство
  • Понимание
  • Согласие
  • Уважение

 

 

Самая большая проблема в удалённом взаимодействии — переписка, коммуникации, способность налаживать отношения с членами команды, многие не умеют договариваться.

Главный принцип работы удалённых команд – постоянная обратная связь.

Каждый день необходимо спрашивать:

  • Что сделал вчера?
  • Что не делал?
  • Что делаешь сегодня?
  • Какие есть проблемы?

…и отправлять отчёты по звонкам каждого в команде.

Чем быстрее члены команды научатся говорить про проблемы, тем быстрее их будут решать. Важно проводить регулярные видеоконференции для удалённых команд, настроить профайлы сотрудников с учётом часовых поясов.

Есть необходимость в очень чётких бизнес-процессах, описании системы взаимодействия, кто с кем, когда и по какому вопросу коммуницирует, например, как в SCRUM. Также в SCRUM очень жёсткие правила, что сможет помочь в определении ролей. В удалённой работе часто не хватает определенных правил игры для команды. Важно сконцентрироваться на построении системы менеджмента. Бизнес-процессы должны быть такие, чтобы сотрудник всегда понимал, что его контролируют, это самая важная часть управленческих компетенций. Задачи ставить обязательно в письменном виде в CRM-системе и, конечно, обучить всех ей пользоваться.

Но излишний контроль может и помешать работе удалённых сотрудников, не стоит переходить к микроменеджменту, так как данная категория сотрудников ценит определенную долю самостоятельности и автономности в работе.

 

Важно учесть, что удалённые сотрудники такая же часть команды, как и их коллеги, работающие в офисе. Поэтому важно встроить их в корпоративную культуру компании, провести все необходимые этапы адаптации, помочь в организации рабочего места.

Стоит взять на заметку, что удалённые сотрудники — это не дешёвая рабочая сила, как многие думают, а порой их гонорар может быть выше зарплат офисных сотрудников.

Вопрос мотивации удалённых сотрудников требует отдельного внимания. Обеспечить нематериальную мотивацию «удалённого» работника сложнее, поскольку зачастую он не чувствует себя частью коллектива и традиционные способы мотивации не всегда подходят. Очень важно, чтобы такие сотрудники понимали собственную сопричастность к общему процессу. Работодателям, которые привлекают фрилансеров, необходимо разработать комплекс мер, направленных на нематериальную мотивацию «удалённых» сотрудников, применяя в т.ч. и проверенные методы.

Существует специальный набор программ для удаленной работы. В первую очередь Людмила объяснила, в чём преимущества работы в Slack, Trello и Zoom. Эти приложения весьма удобны для дистанционного взаимодействия и имеют ряд преимуществ, также существует и ряд других приложений, платформы для совместного пользования информацией, например, WeVue. Чем чётче и понятнее инструмент, тем прозрачнее коммуникация, тем проще становится совместная работа.

 

Специальным гостем воркшопа стала Евгения ШамисГенеральный директор, Sherpa S Pro; основатель и координатор «RuGenerations — теория поколений в России», порадовала участников содержательным и весьма увлекательным рассказом. В своём выступлении она обратила внимание на то, в чём особенности удалённого взаимодействия с представителями поколений Иксов (X), Миллениумов и Хоумлендеров (Z). Поколения формируются за счёт ценностей, которые закладывались в детстве, и данные ценности не меняются в течение всей жизни. Личность формируется с 13 до 18 лет.

Поколение X мобильны, в детстве они очень много гуляли одни, это уличное поколение. Вполне нормально относятся к большому радиусу общения, мобильности, дистанционной работе, но для них важно установить личные отношения, понимать, что за человек, с которым они взаимодействуют. Неформальная обстановка поможет в том, чтобы поговорить, разобраться, выстроить личные доверительные отношения. Например, это может состояться во время совместных поездок, командировок, либо чаще приглашать представителей данного поколения в офис. Также, для поколения X очень ценен профессионализм, как собственный, так и окружения.

Для мир стал безграничным, они хотят общаться со всем миром, социальные сети — это инструментарий миллениумов. Они могут обходиться без личных встреч, но важно групповые обсуждения, устраивать видеоконференции и тд. Данное поколение родилось в прошлом веке, а закончило школу в новом тысячелетии, есть ощущение нового современного мира.

Для Z также ценностью общения будет оставаться одной из ключевых, то есть полностью отказаться от общения поколения не готовы.

Управляют удалёнными командами сейчас в основном иксы и миллениалы, для этих поколений очень важно обсудить «правила игры», проговаривать, что такое дистанционная команда, кто есть руководитель, что такое отчётность и тд, каждое поколение живет в своей парадигме. Члены удалённой команды могут быть из разных стран, различных национальностей, в этом случае необходимо осваивать специфику межкультурного общения.

 

Выступление Евгении Шамис

Стоит проговорить, что можно делать, а что ни в коем случае нельзя в работе с удалёнными членами команды.

Евгения попросила участников привести пример того, чего делать нельзя:

  • Деление на хороших и плохих, кто работает в офисе, а кто нет
  • Ставить разные KPI для тех, кто работает из дома
  • Игнорировать обращения
  • Отвечать на вопросы долго или вообще не отвечать (важно оговорить сроки)
  • Устанавливать стандарты, а потом их нарушать

Для закрепления полученного материала команды провели ролевую игру по заданному сценарию, и в итоге сняли видеоролик, решать задачу нужно было исключительно с помощью онлайн инструментов. Таким образом, участники стали распределенной командой, и к созданию видео-ролика был причастен каждый. Этот эксперимент стал отличным завершением этого вечера.

Предыдущая запись
Сайты знакомств как инструмент поиска. Мастерская HR
Следующая запись
Как получить 5000 кандидатов для нового бизнеса за одну неделю
Смотреть все новости