Сторителлинг в HR: приемы художественной литературы как рецепт хорошей истории

Всем известно направление сторителлинга.
Чтобы донести мысли до читателя, потребителя, кандидата их облекают в вовлекающую историю. Сторителлинг применяют в рекламе, книгах, статьях. Это применимо и в работе с персоналом. Истории рассказывают для привлечения, адаптации, HR-брендинга. Пока немногие компании используют этот инструмент, он все еще выглядит оригинальным.

В HR можно рассказывать:

  • Историю компании. Используется в книге новичка, на работных сайтах, на карьерном сайте. Нужно для подбора, адаптации и HR-брендинга.
  • Истории должностей. Это описания вакансий, но не в классической форме, а в формате истории, например, от лица сотрудника. Используем для подбора.
  • Истории успехов. Используем на сайте компании, в описании вакансий, в email-рассылке, в мотивации кандидатов и текущих сотрудников на рост и развитие.
  • Взгляд команды на работу в компании. Истории от лица сотрудников о жизни, работе в компании, успехах, проходящих мероприятиях и т.д. Рассказывать можно в специальной рубрике в социальных сетях Instagram, Facebook. Помогает в привлечении и HR-брендинге.

Но, написать историю правдоподобно и увлекательно не так просто как кажется. Читая художественную литературу много и часто, замечаешь, что у каждого писателя есть фишки и приемы для привлечения внимания читателя, удержания в истории.
Я вывела для себя рецепт идеальной книги, истории и выделила некоторые особенности стиля писателей, которые можно смело заимствовать в HR сторителлинге.

Ингредиент 1: Увлекательный сюжет и донесение главной мысли

Для начала наметьте поинты, о которых важно рассказать и найдите связующее звено между ними. Важно выделить основную мысль, которую хотите донести до читателя. Что он должен запомнить? Что зафиксировать? С какой мыслью остаться?
Далее связываем поинты в сюжет, в котором будет: завязка, препятствия и сложности, их преодоление, сомнения и надежды, счастливый конец. Читатель верит и вовлекается в том случае, если сюжет изменчив, а эмоциональный градус истории высок.

Приемы в помощь:

  1. Погружению в сюжет помогают детали и мелкие подробности, которые тоже играют на главную мысль. Чехов и Гоголь, к примеру, уделяли особое внимание художественным деталям. Они погружали читателя в мир истории, помогали прочувствовать атмосферу и оживляли текст.
  2. А зафиксировать мысль поможет прием повторения. Применяется повсеместно, в книгах и во всеми любимых рекламах. Повторяете одну мысль в рассказе несколько раз, но в разных формулировках и интонациях: шуточная форма, форма афоризма, цитата. Выражение разное, смысл один. За счет этого мысль якориться.

Пример реального примененияВозьмем описание вакансии.

  • Формулируем не текстом в виде буллитов «обязанности», «мы ждем» и далее.
  • Пишем историю от лица сотрудника, HR или генерального директора, а лучше от руководителя, который ищет себе в команду человека. Руководитель может рассказать свою историю, поделиться мыслями: почему решил искать человека в команду, как понял кого именно ждет, опишет свои ожидания, и поделится тем, что он готов дать новобранцу за его труд и лояльность к компании.
  • Повторяем в рассказе несколько раз основные пункты, по которым кандидат поймет подходит ли он к этой вакансии и компании.
  • Подобные описания направляем через email-рассылки, размещаем на карьерных сайтах и в социальных сетях.
  • Рассказы можно дополнять или разбавлять фото, видео из «реального времени», то есть из рабочего процесса.

Ингредиент 2: Понятный слог, легкая подача

Не стоит выражаться витиевато, составлять сложноподчинённые предложения. Для целей, которые преследует HR важно использовать простые тексты, которые будут читаться на одном дыхании. Сейчас информации вокруг любого из нас неимоверно много, и нужно уметь увлечь и в то же время не грузить читателя.

Приёмы в помощь:

  1. Текст легко читается и доносит мысль, когда содержит в себе малую форму, но глубокое содержание. Это принцип, по которому писал Чехов. «Краткость — сестра таланта» — его фраза. Рассказы Чехова небольшие, но пробивающие, понятные. Он использовал короткие фразы и описания, которые содержали в себе глубокий смысл. Такие, которые нужно перечитывать, чтобы осознать. Это приковывает внимание и увеличивает интерес. В этом еще может помочь использование метафор. Они нацелены на игру ассоциаций
  2. Разбейте рассказ на темы и подтемы. Писать небольшими кусочками коротко и по делу легче.
  3. Избегайте прилагательные-штампы. «Красивый, интересный, уникальный» — все эти слова настолько заезжены, что уже не воспринимаются. Подумайте как можно прилагательное заменить, а ещё лучше — как написать «сильно» без прилагательного вовсе.

Пример реального применения:

  • Таргетированная реклама о вакансии.
  • Когда таргетируем для привлечения кандидатов на вакансии, объемный текст категорически не подходит.
  • Используем короткие и тезисные предложения, слоганы.
  • Реклама сканируется за секунды и никто не будет вчитываться, если не цепляет. Поэтому в рекламе играем на сравнениях, применяем фразы с двойным смыслом, перефразируем известные цитаты, используем синонимы и метафоры.
  • Это исключает на баннерах название вакансии и зп, потому что совсем неоригинально и не несет никакого смысла.
  • Заменим идеей, мотивацией, найдем крючок, на который потенциальный кандидат клюнет.
  • Подумайте, что зацепит пассивного кандидата и преобразуйте это в слоган. Именно его помещаем на баннер, а в тексте его расшифровываем — тоже емко.

Ингредиент 3: Герои и ситуации, в которых читатель узнает себя

Читателю интересен герой, который похож в чем-то на него или переживает схожие эмоции, сомнения. Набросайте себе портрет человека, которого вы ищете. Пишите не только профессиональные качества и компетенции, но и личностные. Поставьте себя на место этого человека и сформулируйте о чём он думает, что его интересует, что мотивирует, а что пугает. Тем самым станет понятно каков будет главный герой вашей истории.

Приёмы в помощь:

  • Чтобы показать каков он, главный герой и чем похож, можно прибегнуть к изложению внутреннего монолога, как это делал часто Э. Хемингуэй. Он использовал технику «потока сознания», при которой внутренний монолог главного героя знакомит читателя с его внутренним миром. Конечно, в HR эти монологи не должны занимать множество страниц. Пишем кратко, но содержательно.
  • Хемингуэй также создавал художественные образы, основываясь на технике «нулевого конца», которая заключается в том, что дальнейшие действия героя остаются непредсказуемыми. Это удерживало внимание к рассказу.
  • Интересный приём использовал Фицджеральд, который как будто обращался к читателю напрямую. Он использовал личное местоимение «ты» или «вы» в одном предложении не меньше 4-х раз. Это помогало создавать атмосферу доверия и близости между читателем, рассказчиком и героем.

Пример реального применения:

Истории успехов, которые используют многие компании.
Но, как правило, истории успехов преподносятся в формате интервью с сотрудником. Посмотрите на это с другой стороны.

  • Напишите увлекательный рассказ от лица успешного сотрудника, в которой он поделится с чего начинал, через что прошёл, с какими препятствиями столкнулся, а главное, что ощущал на каждом этапе и что мотивировало двигаться дальше.
  • Помните, что читатель должен узнать себя или погрузиться настолько, как будто сам это пережил. Поэтому можно вставить в рассказ небольшие монологи, которые расскажут о трудностях и сомнениях, о вдохновении и мотивации.
  • Подобная история должна быть наполнена эмоциями, теплотой, чтобы задеть читателя за живое, дать поверить, что он тоже может быть на месте этого человека.
  • Создайте на странице в социальной сети компании рубрику «взгляд изнутри». Пишите об успехах, смешных случаях, корпоративах, прожитом дне от лица разных сотрудников.

Они могут писать небольшие посты или заметки, которые покажут как это — работать в вашей компании.

Ингредиент 4: Концовка

Финал— важный штрих каждой истории. В ней мы наводим читателя на конкретные выводы. Вспомните, какие мысли вы выделили вначале и зафиксируйте их в своей концовке.

Приёмы в помощь:

  • Можно оставлять концовки открытыми, как это часто делал Куприн, Чехов. Они расставались с героем, когда тот задумывался, погружался в размышления после пережитого. Мысли и раздумья героя ‒ это проекция предполагаемых мыслей читателя. Открытая концовка ещё и для того, чтобы большее количество людей положительно восприняло книгу — выбирай сам, что тебе ближе. Если ваша аудитория широка и разнообразна, то открытая концовка будет очень уместна.
  • Финал можно делать и закрытым, понятным, описанным. Это будет работать в том случае, если концовка логично подводит к тем поинтам, которые выделили еще вначале и методом повторения фиксировали эти мысли в голове читателя. Он должен полностью согласиться и принять вашу основную мысль.

Пример реального применения:

История компании.

  • История компании используется, чтобы кандидат или сотрудник понял ценности и дух организации, примерял себя к ней.
  • Пишут в путеводителе для новичка, на карьерном сайте, на работных сайтах. Историю можно написать от одного лица от начала до конца, можно от стороннего лица, а можно разделить историю на части: первая глава от лица основателя, вторая от его заместителей, третья от HR и так далее.
  • Они могут говорит разным слогом, с разными эмоциями, посылом, но ключевые мысли повторяются.
  • А концовку оставляем открытой, дав возможность читателю подумать, как он в качестве сотрудника может на неё повлиять.
Предыдущая запись
Каналы коммуникаций: как использовать, что и чем мерить Часть 1. Социальные сети
Следующая запись
Каналы коммуникаций: как использовать, что и чем мерить. Часть 2
Смотреть все новости